Возврат

Судомодельный клуб


Постройка моделей судов - очень древнее искусство. На стоянках первобытного человека археологи находят примитивные модели лодок - детские игрушки. В древности модели судов имели и религиозное, культовое значение. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 году ученые нашли очень интересную модель судна , которая была выполнена , вероятно, в четвертом тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65 см, изготовленная из серебра, с четырьмя сиденьями для гребцов и веслами с лопастями была положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья, модель лодки должна была облегчить мертвому переход от земного существования к потустороннему.
В древнем Египте модели судов также имели культовое значение. Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы, находили и модели лодок, которые , возможно изготовляли специалисты-ремесленники.
В Долине царей и других местах при раскопках найдены многочисленные модели судов, на которых находятся фигурки людей - это так называемые суда мертвых с алтарем умершего посередине, или вотив-суда, то есть суда-пожертвования. Роскошные модели, в основном золотые или серебряные, находят в гробницах фараонов и знати, модели, вырезанные из дерева - в простых могилах бедного люда.
К эпохе классической Греции относится модель терракоты, хранящаяся в Британском музее и представляющая судно VI в. до нашей эры. Другая модели из музея в Афинах дает представление о военной галере. Не стоит забывать, что постамент знаменитой Ники Самофракийской в парижском Лувре имеет форму носа греческой галеры. Очень интересна модель торгового судна, принадлежащая колледжу Лондонского университета. У нее большие люки и выпуклый корпус. Этим она отличается от военного судна.
В эпоху Великих географических открытий в связи с развитием науки и техники получает значительное развитие строительство судов, начинают совершенствоваться их модели, в том числе и вотив-суда, которые стали выполнять по расчетам и чертежам, со всеми подробностями.
В начале XVII века Финеас Петт, комиссар доков в Чатеме,(Лондон) начинает официально изготовлять первые модели английских судов. В это же время (1600-1655 гг.) стали строить модели для проведения опытов, сначала в Англии и Голландии, а затем во Франции и России. На верфях такие модели использовались при постройке судов в качестве образцов и в опытных целях.
После проведения испытаний моделей чертежи дорабатывались, а затем уже строился корабль. Этому виду моделирования корабелы придавали большое значение на протяжении всей истории кораблестроения.
Начиная с XVII века во всех странах к изготовлению моделей судов относятся, как к созданию произведений искусства. Поэтому модели, относящиеся к этому времени, бережно сохраняют в музеях и частных собраниях.
Настольные модели также имеют древнюю историю. Они изготовлялись как подарки или экспонаты для музеев. В Центральном военно-морском музее г. Санкт-Петербурга имеются модели кораблей, сделанные руками Петра I. Их запускали на небольших акваториях, устраивали "морские бои", вызывая восхищение зрителей. Так в Москве на специально вырытом широком пруду, Ф.Я. Лефорт организовал для Петра I интересные "потешные" морские "сражения" моделей судов.
Знаменитые русские кораблестроители А.А. Попов, П.А. Титов, А.Н. Крылов, А.П. Шершов, В.Л. Поздюнин и многие другие с раннего возраста увлекались строительством "малого флота". Позже, в XX столетии, этот вид моделирования превратился в разновидность спорта - стендовые соревнования. В них принимают участие не только стендовые, но и самоходные модели. Суть стендовых соревнований состоит в оценке изящества изготовления модели и соответствие ее чертежам и прототипу. При выведении окончательной оценки настольной модели учитываются сложность ее постройки, объем работы, полнота изображения, а также морская и техническая грамотность изготовления.
Первое Всесоюзное соревнование морских моделистов было проведено в июне-июле 1940 года. Оно проходило заочно. В нем участвовали 233 модели. Второе Всесоюзное соревнование судомоделистов предполагалось провести также заочно летом 1941 года, но помешала война. Это были первые попытки под руководством Осоавиахима превратить судомоделизм в самостоятельный вид спорта.
Однако настоящее его рождение относится к августу 1949 года, когда на водной станции "Динамо" в Москва ДОСФЛОТ СССР провел Первые Всесоюзные соревнования морских моделистов. С этого времени подобные соревнования проводятся ежегодно. С 1963 года, когда судомодельный спорт был включен с Единую спортивную классификацию, начинается планомерный и быстрый рост качества подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта. Для руководства судомодельным спортом была создана Федерация судомодельного спорта СССР, работа которой направляется ЦК ДОСААФ СССР.
В 1966 году Всесоюзная Федерация судомодельного спорта вошла в Международную Федерацию судомодельного спорта - НАВИГА.

Возврат

Судомодельный клуб

(c) 1998 Судомодельный клуб. г.Ярославль